Поиск по базеCtrl K

Избранные документы

Пока пусто. Добавьте документ в избранное кнопкой «В избранное».

Чтение ~ 7 мин

Статья 39 из 2

Статья 39. , часть 1)

Принцип социального государства, относящийся к основам
конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную
власть надлежащим образом осуществлять охрану труда и здоровья
людей, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и
детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные
гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2; статьи 37 и 41
Конституции Российской Федерации), в том числе в отношении такой
особой категории, как беременные женщины, на основе общепринятых в
правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных
ценностей.
В современной социально-демографической ситуации в Российской
Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную
публичную значимость, что обусловливает необходимость создания
федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты,
включая социальное обеспечение, работающих женщин в связи с
беременностью и родами, наиболее полным образом гарантирующей
реализацию ими прав, закрепленных в указанных статьях Конституции
Российской Федерации.
На необходимость создания и совершенствования такой системы
ориентирует и Международная организация труда, рекомендующая
государствам-членам стремиться к расширению форм медицинской помощи
беременным женщинам, увеличению продолжительности отпуска по
беременности и родам, повышению размера денежных пособий в связи с
беременностью и родами до размера получаемого заработка. Так,
Конвенция МОТ от 28 июня 1952 года N 103 "Относительно охраны
материнства", ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 6 июля 1956 года и в силу статьи 15 (часть 4) Конституции
Российской Федерации являющаяся составной частью правовой системы
Российской Федерации, предусматривает, что каждая работающая
женщина имеет право на отпуск по материнству (отпуск по
беременности и родам), в связи с предоставлением которого ей
выплачивается денежное пособие (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи
4); при этом ставки денежного пособия должны быть определены
национальными законами или правилами таким образом, чтобы
обеспечить женщине и ее ребенку хорошие с точки зрения гигиены
условия и удовлетворительный уровень жизни (пункт 2 статьи 4).
3. Федеральный законодатель при конкретизации гарантий прав,
закрепленных статьями 37, 38, 39 и 41 Конституции Российской
Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в
выборе мер социальной защиты, в том числе социального обеспечения в
отношении беременных женщин, условий и порядка предоставления им
соответствующих денежных выплат, их размера. Однако при этом, как
неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, для
поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в том
числе при изменении действующего регулирования, он обязан соблюдать
конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности,
а также стабильности и гарантированности социальных прав и не может
осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само
существо этих прав и приводило бы к утрате их реального содержания;
даже имея целью воспрепятствовать злоупотреблению правом путем
введения определенных условий или ограничений, законодатель должен
использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные
конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.
3.1. Исполняя свою конституционную обязанность по социальной
защите материнства и детства, государство гарантирует
предоставление женщинам на период, непосредственно предшествующий и
непосредственно следующий за рождением ребенка, отпуск по
беременности и родам (часть первая статьи 255 Трудового кодекса
Российской Федерации) и в целях их материального обеспечения на
данный период - пособие по беременности и родам (статья 3
Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей"), а потому выделяемые на это финансовые средства должны быть
достаточными для того, чтобы уровень соответствующих выплат отвечал
конституционной природе и социальному предназначению данных
пособий.
Согласно Конвенции МОТ от 28 июня 1952 года N 103
"Относительно охраны материнства" сумма денежного пособия,
выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и
родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка
женщины, не должна составлять менее двух его третей, однако
допускается и установление максимальных пределов для размера
заработка, учитываемого с этой целью (пункт 6 статьи 4 Конвенции
МОТ N 103, пункт 3 статьи 65 не ратифицированной Российской
Федерацией Конвенции МОТ от 28 июня 1952 года N 102 "О минимальных
нормах социального обеспечения"). Признавая принцип соответствия
пособий предшествующему заработку застрахованного лица, на основе
которого оно уплачивало взносы, Международная организация труда в
то же время отмечает, что в целях определения размера пособия или
его частей, выплачиваемых из источников, не складывающихся из этих
взносов, любое превышение заработка данного лица над заработком,
преобладающим среди квалифицированных трудящихся, может не
приниматься во внимание и допускает снижение пропорции пособия по
отношению к предшествующему заработку для высокооплачиваемых
трудящихся (пункты 23 и 24 Рекомендации МОТ от 12 мая 1944 года
N 67 "Об обеспечении дохода").
В Российской Федерации в соответствии с правовым
регулированием, действовавшим до принятия Федерального закона
"О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на
2002 год", не ограничивались ни размер пособия по беременности и
родам, ни размер заработка, принимаемого во внимание для его
исчисления: согласно статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995
года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", так же
как и согласно ранее действовавшим Основным условиям обеспечения
пособиями по государственному социальному страхованию (утверждены
постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984
года N 191) пособие по беременности и родам выплачивалось в размере
100 процентов среднего заработка (дохода) по месту работы.
С 1 января 2001 года был введен новый порядок формирования
средств обязательного социального страхования и осуществлен переход
от уплаты страхователями страховых взносов в процентном отношении
от фонда оплаты труда застрахованных к уплате единого социального
налога (глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации). Сохранив
ставку пособия по беременности и родам в размере 100 процентов
предшествующего среднего заработка, федеральный законодатель в
целях обеспечения справедливости распределения средств Фонда
социального страхования Российской Федерации дополнительно
установил максимальный размер этого пособия, что при соблюдении
условия соотносимости его величины и подлежащей налогообложению
части совокупного заработка (дохода) работающей женщины не может
рассматриваться как несоразмерное ограничение конституционных прав
на государственную защиту материнства и детства и на социальное
обеспечение для рождения и воспитания детей (статья 38, часть 1;

Справочная информация

Текст статьи подготовлен на основе официального текста документа и может отличаться от его официальной версии.

Сообщить об ошибке

Неточность в тексте, устаревшая редакция, неверная ссылка — мы проверим по официальному источнику.